Несмотря на то, что к началу 80-х годов расцвет панк-рока, по сути,
закончился (к тому же, в коммерческом отношении всё более успешно
развивался пост-панк), панк-рок музыканты 80-х нашли пути для самовыражения в новых формах — это ска-панк, сайкобилли, хардкор и Oi!.
Традиционный панк
К 1980 г уже отошли от панк-рока
либо отодвинулись на задний план многие британские группы, активные в
1977—1979 годах. Новая волна британского панк-рока опиралась на наиболее
радикальный панк 70-х (Crass и ранний Oi!). Самой известной группой, игравшей злой и агрессивный панк с металлизированными гитарами и антисоциальными текстами, стали The Exploited. Среди других ведущих английских панк-групп начала десятилетия — Anti-Nowhere League и G.B.H., ещё более ориентированные на металлический саунд. Однако больше всего повлияла на становление трэш-метала и даже грайндкора группа Discharge, отличавшаяся предельно быстрыми и тяжёлыми песнями из 3-4 строк и агрессивным вокалом. Несколько особняком среди британского панк-рока 80-х находились The Toy Dolls, игравшие юмористический рок-н-роллный панк-рок с влиянием американской группы The Dickies. Наконец, в своём роде уникальной стала лондонская группа The Pogues, которая впервые и крайне успешно соединила энергетику и буйство панк-рока с мелодикой ирландского фолка.
Экстремальный панк: хардкор и oi!
В Америке развитие традиционного панк-рока
практически остановилось, поскольку панк-сцену полностью заняло
начавшее развиваться ещё в самом конце 1970-х экстремальное направление хардкор.
Хардкор — это скоростные, агрессивные, нарочито примитивные песни;
часто длительность хардкор-песни составляет менее одной минуты. Все эти
принципы были заложены уже на первом демо, записанном основателями
хардкора и одной из важнейших панк-групп 80-х — Black Flag. Хотя в дальнейшем Black Flag эволюционировали в сторону более мрачной, тягучей панк-музыки, их первые записи оказали огромное влияние на весь последующий панк-рок.
Первым выпущенным лонгплеем в жанре хардкора (несмотря на длительность около 15 минут) считается альбом «Group Sex» Circle Jerks — группы первого вокалиста Black Flag. Другие ранние хардкор-группы — Teen Idles, Jerry's Kids, 7 Seconds, Minor Threat. Немалое влияние на поп-панк 90-х оказали Descendents. Dead Kennedys играли злой панк-рок
с сильным влиянием хардкора и весьма остроумными сатирическими
текстами. Одним из самых экстремальных в своей идеологии и сценическом
поведении хардкор-музыкантов стал G. G. Allin.
Несмотря на узость жанра, находились артисты, сумевшие приоткрыть в хардкоре новые грани. Образованные в 1979 г Minutemen, одни из ярчайших панк-рок-артистов
80-х, скрестили энергетику хардкора с нетипичными для жанра
исполнительским мастерством и мелодизмом и добавили элементы фанка, сильно повлияв на развитие альтернативного рока. Образованные в 1980 г Bad Religion также добавили в агрессивный хардкор мелодизм и более вдумчивый ритм, послужив одной из переходных ступеней от Black Flag к облегчённому панк-року 90-х. The Replacements, в ранние годы игравшие предельно скоростной хардкор, на своих классических работах экспериментировали с элементами блюза, сёрф-рока, фолка.
Другие хардкор-группы, напротив, вводили в свою музыку элементы метала. Так появились направления «new school hardcore» (Earth Crisis, All Out War, Strife) и кроссовер (D.R.I., Suicidal Tendencies, Cryptic Slaughter).
В Британии развивалось, хотя и не столь активно, другое экстремальное направление панк-рока — oi!. Хотя oi! уже в конце 70-х играли Sham 69 и Skrewdriver, термин был предложен в 1981 году Гэри Бушелом для обозначения музыки третьей ключевой группы жанра — Cockney Rejects, игравших более спокойный и сложный панк-рок. К середине-концу 80-х музыка oi! стала тесно связана с агрессивной субкультурой скинхедов.
В конце 70-х-начале 80-х произошло возрождение и вторая волна популярности музыки рокабилли. Начало этого движения связано с именами Роберта Гордона и Дэйва Эдмундса, однако по-настоящему поднять нео-рокабилли на верхние строчки хит-парадов смогли Stray Cats. Несмотря на то, что по сути их музыка не была панк-роком, влияние панк-рока и новой волны на нео-рокабилли было значительно. В конце концов, попытки соединить экспрессию панка и мелодику рокабилли нашли выражение в новом поджанре сайкобилли —
драйвовом, утяжелённом рокабилли c грязным саундом и текстами, полными
чёрного юмора. Основателями этого направления считаются The Meteors, а главными представителями — Mad Sin, The Cramps, King Curt, Quakes, Mental Hospital.
Возрождение ска. Ска-панк
Помимо рокабилли, новое дыхание в конце 70-х получила ямайская музыка ска. Работы основателей новой волны ска — в первую очередь Madness и The Specials — смешивали традиционные приёмы и танцевальную ритмику ска с музыкальными находками новой волны, энергетикой и зажигательностью панк-рока.
Хотя позже эти группы создавали более поп-ориентированные пластинки, их
первые пластинки заложили основы для последующего проникновения
элементов ска в рок-музыку.
Вскоре элементы ска стали использовать в своей музыке более жёсткие панк-группы. Первыми экспериментами такого рода стали заниматься Serious Drinking в 1984 г, а популярным жанр стал становиться с появлением Operation Ivy
в 1987 г. Впрочем, наибольшей популярности панк с элементами ска в
музыке и аранжировках достиг в 90-е годы, будучи представленным группами
Mighty Mighty Bosstones и хардкор-ориентированными Voodoo Glow Skulls. Ска-панк оказал сильнейшее влияние на развитие поп-панка 1990-х.
Оттеснив панк-рок в андерграунд, в начале 1980-х на рок-сцене почти полностью доминировал пост-панк. В конечном итоге этот жанр стал основой для развития крупнейшего направления альтернативного рока, появлиял на развитие электронной музыки и индастриала. С другой стороны, новая волна 80-х стала больше тяготеть к мейнстриму.
К началу 1980-х музыка новой волны подвергалась всё более сильному влиянию развивавшейся электронной музыки (Kraftwerk) и породила направления синти-поп и электропоп (Depeche Mode, Duran Duran, Eurythmics, The Buggles, A-Ha),
в строгом смысле уже не относящиеся к року. Лишь немногие группы
продолжали играть рок, оперируя средствами новой волны — например, INXS.
В 80-х в СССР стала развиваться своя рок-сцена, в которой преобладали именно исполнители новой волны — Кино, Наутилус Помпилиус, ДДТ, Алиса, Агата Кристи, Пикник. Для русского рока было также характерно влияние традиции бардовской музыки — главенствующей роли текста в песне.
В Англии к началу 1980-х пост-панк
стал абсолютно преобладающим направлением рок-музыки и начинал
постепенно становиться международным феноменом. Этому способствовали,
во-первых, новые альбомы пост-панк-групп «первой волны», во-вторых,
более коммерчески ориентированные новые исполнители жанра (Билли Айдол, Element Of Crime). В противоположность «мейнстримовому» пост-панку, ряд групп пытался проводить эксперименты со звучанием. Так, Killing Joke играли на основе пост-панковой ритмики более жёсткую, тяжёлую и эклектичную по сравнению с традиционным пост-панком музыку, сильно повлиявшую на развитие как альтернативного рока, так и ню-метала 90-х (в особенности их эксперименты на стыке с индастриалом). Одним из самых оригинальных коллективов стали Virgin Prunes, чья декадентская, язвительная форма пост-панка стала в своём роде уникальной. Экспериментальная группа DNA пыталась соединить пост-панк с авангардным джазом, New Model Army использовали элементы ритм-энд-блюза и фолк-рока, The Teardtop Explodes — фанка. Мрачный, тяжёлый и агрессивный пост-панк играли The Birthday Party, чей стиль послужил одной из основ поджанра «deathrock» (Christian Death, Theatre Of Ice). Ряд групп, отталкиваясь от идей, заложенных Killing Joke и Wire, играли пост-панк с использованием электронных инструментов: либо лёгкий, приближенный к электропопу (Depeche Mode), либо тяжёлый, на стыке с индастралом (Fad Gadget, Chrome, Clock DVA, из немецкой сцены — D.A.F.).
Готик-рок
Появившийся в начале 80-х поджанр пост-панка готик-рок,
по большому счёту, музыкально не предлагал ничего принципиально нового.
Однако на основе этого поджанра сформировалась особая сцена и одна из
наиболее популярных на данный момент субкультур — готы. По сути это был мрачный и атмосферный пост-панк, на становление которого оказали влияние Joy Division и Virgin Prunes. Одной из влиятельнейших групп пост-панка вообще стали The Cure. Поначалу играя новую волну,
в начале 80-х они создали ряд очень мрачных, тяжёлых и своеобразных
работ. Экзистенциальная музыка и тягучие гармонии сочетались со
своеобразным «готическим» имиджем. Несмотря на периодические
эксперименты, до настоящего момента группа продолжает создавать
интересные готик-рок-работы.
У истоков жанра стояла и группа Siouxsie And The Banshees. Певица и лидер группы Сьюзи Сью в области имиджа и идеологии значительно повлияла на готику. Важнейшая роль в формировании готик-саунда принадлежала Bauhaus. Для них были характерны гитарные партии с влиянием даба и фанка, монотонная, мрачная, депрессивная музыка с элементами глэм-рока и психоделии. Тексты Bauhaus
впервые в жанре стали посвящены мрачным, загробным, вампирским темам, а
эпатажная, идущая от глэма манера сценического перформанса повлияла на
многие готик-группы (Specimen, Alien Sex Fiend). Третья ключевая группа жанра, The Sisters Of Mercy, окончательно выкристализовала саунд Bauhaus — он стал предельно холодным, мрачным и медитативным. Один из составов музыкантов The Sisters Of Mercy (в которых единственным постоянным участником является Эндрю Элдрич) организовал ещё одну известную группу жанра — The Mission.
На периферии готик-сцены находились The Cult — группа, объединявшая готик-рок, металлизированный саунд и элементы психоделии в духе The Doors. На основе саунда самых тяжёлых готик-рок-групп (Fields Of The Nephilim, Balaam And The Angel) сформировался готик-метал.
Как своего рода оппозиция уходившему в мейнстрим «нью-вейву» в Нью-Йорке возникло андерграундное направление no wave, для музыкантов которого, работавших на основе пост-панка и индастриала, были характерны атональные, монотонные композиции с преобладанием текстуры над мелодикой. Важную роль в no wave играли перформансы. Среди основных фигур no wave — гитарист Гленн Бранка, певица Лидия Ланч.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Classic_rock |